МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №10" г.Валуйки Белгородской области
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Консультация для родителей

«Игровые приемы для стимулирования речи детей раннего возраста»

 

Подготовил учитель –логопед МДОУ

«Центр развития ребенка-детский сад №10»

г.Валуйки Белгородской области

Аблёзгова С.А..

Очень важно, чтобы в семье для ребёнка были созданы речевые условия, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, умел правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать сказки, стишки самостоятельно, играть в пальчиковые игры, петь песенки. У ребёнка раннего возраста возрастает потребность в общении не только, с взрослыми, но и со сверстниками. Ребёнок понимает простые вопросы, например: “Где лежит мяч? ”, “Куда мы положили игрушки? ”... Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами: “Что это? ”, “Зачем? ”, “Куда? ”.

Ребёнок воспринимает простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на вопросы по прочитанным сказкам “Курочка Ряба”, “Репка”, “Колобок”, “Теремок”, “Волк и семеро козлят”.

Разговор с самим собой”

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например: “Где чашка?”, “Я вижу чашку”, “Чашка стоит на столе”, “В чашке чай”, “Я буду пить чай”.

“Параллельный разговор”

Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя “параллельный разговор”, вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребёнка”

Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, смотрит на вас, и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент. Попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения подскажите малышу: “Я не понимаю, что ты хочешь: кошку, куклу или машинку? ” В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий.

Игры с природным материалом”

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать... (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). В “возне” с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства...

Замещение”

“Представь, что...” - эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой. В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кубик – пирожок, коробка из – под обуви – домик... В этом возрасте детям очень нравятся игры – пантомимы, игры – имитации, которые активизируют наблюдательность и любознательность ребёнка. Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом – предложением: “Угадай, что я сейчас делаю?” Начинайте с простых действий: причёсываюсь, чищу зубы, наливаю сок в чашку...

Ролевая игра”

Этот вид детской деятельности только ещё формируется.

Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе. Эта игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает функцию общения. Поощряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

Музыкальные игры”

Значимые игры в речевом развитии ребёнка. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры “Каравай”, “По кочкам”... Поощряйте желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова. Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком; помогайте ему, пойте вместе с ним.

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка!

Речь взрослого должна быть:

- чёткой, неторопливой;

- доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

- грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Таким образом, чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, не переутомляя его, и доступным, правильным языком, рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью!

 

Полезные ссылки
  • Управление образования г.Валуйки и Валуйский район
  • Департамент образования Белгородской области
  • Муниципальный район "Город Валуйки и Валуйский район"
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Электронное правительство
  • ...






    Архив записей
    Спасибо что посетили наш сайт !!!uCoz