Консультация для родителей
«Использование дидактических игрушек в развитии детей с ОВЗ»
Подготовила педагог-психолог МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад№10» г.Валуйки Белгородской области
Педагог-психолог Корева А.В.
Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Однако, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе она не может воспитывать ребенка. При грамотном выборе и поддержке взрослого игрушки способствуют разностороннему развитию ребенка с ОВЗ. Так, они могут формировать и развивать познавательную и личностную (эмоционально-волевую, коммуникативную) сферы ребенка.
Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:
- Соответствие игры возрасту ребенка;
- Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
- Учет структуры дефекта;
- Соответствие коррекционной цели занятия;
- Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);
- Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
- Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Перечисленным требованиям, в первую очередь, отвечают дидактические (развивающие) игрушки. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов ребенка. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления, речи. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка с ОВЗ на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию.Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. С помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа “Почтового ящика”, доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки; головоломки для развития образного, пространственного и творческого мышления.
Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Причем следует отметить, что игры с разнообразным строительным материалом полезны как мальчикам, так и девочкам.
|