Консультация для родителей
«Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка раннего возраста (от 1 до 3 лет)»
Подготовила педагог-психолог МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад№10» г.Валуйки Белгородской области
Педагог-психолог Корева А.В.
В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, но и образцом человеческих предметных действий. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами. Действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.
Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки.
Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:
- становление орудийных действий;
- развитие наглядно-действенного мышления;
- развитие познавательной активности;
- формирование целенаправленности действий ребёнка.
Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.
Орудийные действия. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:
- совочки, лопаточки;
- метелочки, грабельки;
- сачки для "вылавливания" игрушек из ванны;
- удочки с магнитом для "ловли рыбок";
- игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;
- кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.
Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.
Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:
- пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
- вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;
- матрёшки 3-4-местные;
- "коробки форм", т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
- столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
- крупные пазлы и мозаики;
- кубики крупные пластмассовые и деревянные;
- шнурок и бусины для нанизывания;
- народные игрушки с подвижными частями;
- желобок и шарик для скатывания.
Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве.
Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент. Это могут быть:
- коробочки с секретом;
- детские музыкальные центры;
- механические игрушки;
- клавишные игрушки;
- игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;
- материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки.
Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:
- фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта - собачки, ёлочки, снеговика и пр.;
- пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);
- составные игрушки - машинки, домики и пр.;
- строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;
- бусы для нанизывания;
- шнуровки и застёжки.
|